Воскресенье
05.05.2024
01:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ЛИСТочек
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории каталога
Умные мысли [4]
Самые умные статьи со всего мира. Все о том же - о безболезненном приобщении к другой культуре и сохранении при этом своей культуры.

Наш опрос
Обучающие компьютерные игры- польза или вред?
Всего ответов: 5

Главная » Статьи » Умные мысли

Н. Л. Крылова.Играем со слогами: серия игр для быстрого обучения дошкольников чтению

Играем со слогами: серия игр для быстрого обучения дошкольников чтению

Н. Л. Крылова (Израиль)

Вне России единственный надежный источник овладения русским языком – это чтение, и обучать чтению можно уже с достаточно раннего возраста: примерно с 3,5 лет. Я поставила перед собой задачу: создать такую методику, которая бы позволяла в короткий срок и еще до того, как ребенок попадет под массированное воздействие другого языка, дать ему первоначальные навыки русского чтения. Для малыша очень важно быстро видеть результат усилий, получать отдачу, в противном случае дело не пойдет. И, конечно, очень важно, чтобы эти усилия носили характер игры: играя учимся читать!


В условиях Израиля русская речь чаще всего формируется неполноценно. Одним из надёжнейших и доступных источников для её усовершенствования и сохранения является чтение. При традиционном подходе ребенка сначала учат буквам, потом учат складывать буквы в слоги. Очень часто можно услышать: "Мой знает все буквы, но не читает!" Ничего удивительного: трудности слияния букв в слоги очень велики, их одолеешь не сразу. Зачастую эти трудности настолько утомляют ребенка, что он начинает скучать, а потом и решительно противиться  попыткам обучения чтению.

Мною разработана серия настольно-печатных игр, в которых выбран более лёгкий путь обучения чтению - от готового 2-х буквенного слога к слову. Эти игры ставят перед детьми задачу выиграть в соревновании с партнерами. Играя, стремятся к выигрышу, а не к запоминанию слогов. Слоги запоминаются "сами собой", непроизвольно и достаточно быстро. Происходит это исподволь в процессе игры, если она интересна детям и проводится регулярно.

Знакомить малышей с данными играми следует до того, как их начнут учить читать на другом языке. Если же это обучение уже начато, то целесообразно повременить с русским чтением до формирования у ребёнка достаточно прочного навыка чтения на этом языке.

Особенностью предлагаемых игр является то, что детям впервые показывают слог непременно в сочетании с изображением предмета, название которого начинается с этого слога. Например, слог "ма" под картинкой "малина", слог "хо" - под картинкой "хобот" и т.д. и т.п.. Это, во-первых, помогает ребенку запомнить слитные сочетания букв типа С Г (буква С обозначает любую согласную, а буква Г гласную). И во-вторых, красочные картинки радуют малыша, вызывая у него желание играть с ними.

По форме рекомендуемые игры общеизвестны: лото, домино, волчок, пазлы и другие. Правила их проведения легко усваиваются детьми и даже могут быть им знакомы. А это позволит им играть самим, без взрослого, что немаловажно в нынешние времена.

Содержание игр отработано самым тщательным образом с учетом речевых и психологических особенностей дошкольников. Отобран доступный и актуальный словарь. Подобраны в основном такие слова, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада"). Шрифт выбран самый простой, без лишних деталей, используется оптимальная для дошкольного возраста высота букв.

Последовательность введения букв подчинена частотности их употребления и обеспечивает профилактику некоторых нарушений письма и чтения.

Серия состоит из постепенно усложняющихся пособий.

Усложнение предлагаемого материала проходит по нескольким направлениям одновременно.

1.       Материал игр учитывает возможность наличия у малышей недостатков произношения и подобран таким образом, чтобы предупредить связанную с этим опасность появления нарушений письма.

2.       Усложняется словарь, с которым работает малыш: от простых обиходных слов типа "мишка, тарелка, туфли" - к более обобщённым понятиям.

3.       Соблюдается строгая последовательность в воспроизведении слоговой структуры слова.

4.       От пособия к пособию усложняется вид игровой деятельности и правила игры. В частности, сокращается степень наглядности материала.

5.       Каждая новая игра вводится сначала на ограниченном и простом материале. В дальнейшем материал расширяется.

6.       Постепенно уменьшается размер букв, которыми играют дети.

При первой же возможности показываем ребенку, как из слогов получается слово. С этой целью в некоторых пособиях, кроме слогового материала, прилагается лист с отдельными буквами.

Для того чтобы дети быстрее запомнили слоги, им предлагается петь эти слоги на мелодию любой выбранной ими русской песни ("Чижик-пыжик", "Жили у бабуси два веселых гуся", песни из детских мультфильмов - "Вместе весело шагать", "Голубой вагон", "Пусть бегут неуклюже:", "Я на солнышке лежу:"; старые песни - "Катюша", "Подмосковные вечера" и другие) или песни на любом другом языке. Сначала вместо всех слогов поётся слог "ля". Затем поются слоги из слоговых таблиц. Пение сопровождается указанием на соответствующий слог. Варианты песни усложняются.

Пение слогов облегчает их запоминание и развивает чувство ритма, крайне важное для формирования правильной речи.

Запоминанию слогов помогает и раскрашивание картинок со слогами или отдельных слогов. При этом развиваются и мелкие движения пальцев рук, зрительное восприятие и творческие способности ребенка.

Кроме формирования первоначальных навыков чтения, эти игры способствуют развитию мышления и расширению словаря.

Когда и как играть в эти игры? В любое время, недолго, не доводя ребёнка до усталости, но ежедневно. Иначе искусственно затянется период запоминания слогов. А это чревато потерей интереса к данным играм. Чтобы этого не произошло, необходимо каждый день или почитать слоги во время игры, или раскрасить их, или спеть их в песенке и т.п.

Полезно закреплять на видных местах (на стенах комнаты, на дверях, на мебели и т.д.) карточки с уже встречавшимися в играх слогами, желательно с рисунками. Но это имеет смысл лишь в том случае, если ребенок проявляет интерес к данному материалу. Чем устойчивее этот интерес, тем быстрее пройдет обучение.

До знакомства детей с играми проверьте, узнают ли они предметы на игровых карточках, знают ли их названия. Одновременно следует поупражняться в назывании 1-го слога в слове (упражнения "Угадай-ка!", "Какую картинку я задумал"? и т.п.). Забавно бывает поговорить с детьми на "своём", "секретном" языке: "Ма:ва:ка:" вместо "мама варит кашу", "де:чи:га:" вместо "Дедушка читает газету" и т.п.

Особо ответственна роль взрослого в игре. Недопустим никакой нажим: ребёнок должен чувствовать себя свободным в выборе занятий. Крайне важно уметь заинтересовать его занятием со слогами. Именно с этой целью вначале его внимание привлекается к красочным картинкам. И лишь позже, в самом процессе игры, раскрашивания возможно "повернуть" его к слогам.

Игра начинается вместе со взрослым. Если играют двое детей или больше, то взрослый, начав игру, убедившись, что детям интересно и понятно как играть, может отойти, но постоянно со стороны наблюдает за её ходом. Если он видит, что детям стало неинтересно, следует немедленно прекратить игру.

Все предлагаемые игры настольные. Это тоже требует особого внимания. Малыши неусидчивы. Им трудно сидеть на месте, даже играя. Поэтому разумно проводить игру таким образом, чтобы дети в ней двигались. Например, игроки сидят за одной стороной стола, а стопка игровых карточек лежит на другой стороне. И, чтобы взять из стопки карточку, ребёнок должен встать и обойти стол. Можно это делать "наперегонки". Или же - для карточек, которые уже выбыли из игры (т.е. составили "пару" - картинка со слогам и отдельный слог), отводится место на другой стороне стола и т.п.

Детям, уже запомнившим буквы, но не умеющим соединять их в слоги, данные игры позволяют безболезненно обойти эту проблему, временно отодвинув её решение.

В последние 30 лет носители русского языка разбрелись по всей планете. Интерес к русскому чтению появляется в разном возрасте, включая достаточно зрелый. В этих случаях данный материал также поможет быстро научиться читать по-русски.

 

 

© 2005

 

Категория: Умные мысли | Добавил: Тортиллка (19.04.2008) | Автор: Наталья Львовна Крылова
Просмотров: 7529 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024