За последние 10 лет в Европе возникло больше сотни русскоязычных школ дополнительного образования. Педагоги этих школ накопили определенный опыт, отличающийся от опыта работы в школах СНГ и Советского Союза. Однако этот опыт не обсуждался (или почти не обсуждался) и не получал квалифицированной оценки со стороны специалистов и педагогической общественности. А без такой оценки и обобщения он не может стать достоянием коллег, не может способствовать совершенствованию работы сети русскоязычных педагогических организаций вне России.
Настала пора осмыслить этот опыт.
По моим наблюдениям, большинство детских и юношеских внешкольных организаций начинали свою деятельность с преподавания русского языка. С этого начинала и я. Приоритетной целью для меня было сохранение русского языка для детей из эмигрантских семей.
Но со временем приходило понимание того, что в условиях иноязычного окружения для полноценного владения языком уроков грамматики недостаточно. Ведь чем старше становится ребенок, тем большее место занимает в его жизни немецкий язык как язык общения, а значит, и познания жизни и культуры. Для расширения словарного запаса подростков, для выработки стилистических норм и совершенствования языкового чутья необходимо активное чтение.
Поэтому я ввела в практику уроки литературы. И тут же сталкнулась с новой проблемой (при переходе к изучению произведений русской классики): дети не понимают, о чем читают, им трудно и неинтересно. Приведу элементарный пример. В нашей школе мы проводили эксперимент: предлагали прочитать "Песнь о Вещем Олеге" Пушкина ребятам из 2-х разных классов, в одном из которых уже систематически проводились уроки по истории Древней Руси, а в другом – нет. Результат был предсказуем: ребята-"историки" не только с удовольствием прочитали "Песнь", но и запомнили целые фразы из произведения, которые с удовольствием цитировали на уроке. Тогда как неподготовленные школьники, в основном, не осилили произведение, оно им не понравилось, даже просили, больше таких заданий им не давать.
Так у нас на горизонте появились новые цели – не только научить детей писать по-русски без орфографических ошибок, но и дать ребятам целостное представление о русской культуре. То есть, сохраняя свою специфику, русская школа должна расширить свой методологический и методический арсенал, используя достижения разных наук, предлагая ученикам разные гуманитарные дисциплины.
Думаю, что познание культуры может осуществляться разными путями. Можно говорить о "синтезирующей" и "анализирующей" составляющих. В первом случае, педагог стремится дать "образ" культурной эпохи, синтезировать фрагментарные знания, восстанавливая целостную картину. Во втором случае, анализируется характер определенного процесса (например, изменения в лексике) и факторы, определяющие его последствия. Оба уровня нужны для воссоздания культурного прошлого, и роль междисциплинарного подхода на обоих уровнях представляется значимой.
Из каких же компонентов складывается понятие о культуре? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Можно сказать, что культура – это грандиозный "банк данных", некая система информации о событиях, людях и фактах прошлого и настоящего. И, безусловно, то, что история страны изучаемого языка, история искусства (от живописи и архитектуры до театра и кинематографа), посещение различных выставок, посвященных русской культуре, которых в Германии, например, проводится немало, элементы социологии и политологии в старших классах, некий географический минимум, знакомство с биографиями выдающихся деятелей науки и искусства – необходимы для общего понимания культурного наследия.
Кроме того, наличие дополнительных гуманитарных дисциплин в программе русской школы стимулирует и родительский интерес к нашей деятельности.
Трудно сказать, как решить эту проблему в тех временных и финансовых рамках, которые нас ограничивают. Наша школа ввела уроки театрального мастерства, где ребята получают и теоретические знания о драматургии и театре, и уроки истории России с интегрированным в них курсом истории искусств для ребят с 9-и лет. Мы смотрим и обсуждаем фильмы по литературным произведениям и исторического направления. Ребята находят в интернете образцы архитектуры определенной эпохи. Тем не менее, я не могу сказать, что мы решили эту проблему. Мне представляется, что эта важная проблема требует обсуждения на нынешней Интернет-конференции и на предстоящем форуме в Берлине.
© 2005 |